Page 42 - Міністерство освіти і науки України
P. 42

40

          и циклическую вязкость разрушения K  стандартных колесных сталей марок 2 и Т
                                                          fc
          незначительное,  а  склонность  к  низкотемпературному  охрупчиванию  возрастает  с
          повышением  содержания  углерода  в  стали.  Установлено,  что  при  воздействии
          термосиловых  факторов  в  зоне  контакта  при  торможении,  когда  перлитная
          структура  трансформируется  в  мартенситную,  исходные  сжимающие  остаточные
          напряжения ІІ рода меняются на растягивающие тем сильнее, чем выше содержание
          углерода  в  стали  и  скорость  ее  охлаждения.  Показано,  что  повреждаемость

          поверхности  катания  модельных  колес  при  контактно-циклическом  нагружении
          пары  колесо-рельс  возрастает  с  повышением  прочности  (твердости),  что
          обусловлено  высоким  содержанием  углерода  в  колесной  стали.  При  этом
          поврежденность  однозначно  коррелирует  с  циклической  вязкостью  разрушения
          стали  при  нормальном  отрыве  (ΔK )  и  поперечном  сдвиге  (ΔK                 ІІ fc ).  Их  можно
                                                       І fc
          считать  определяющими  для  процесса  повреждаемости,  в  отличие  от  порогов
          усталости ΔK  и ΔK       ІI th .
                          І th
               Для  оценки  работоспособности  колесных  сталей  предложено  использовать
          высокотемпературное (500-800ºС) значения их относительного удлинения, которое
          характеризует  склонность  к  образованию  ползунов  на  поверхности  катания,  и
          диаграмму  эксплуатационной  надежности  –  зависимость  между  сопротивлением
          повреждаемости  и  сопротивлением  износу,  которая  комплексно  характеризует
          склонность  сталей  к  образованию  выщербин  на  поверхности  катания  колес.
          Основываясь  на  диаграммах  конструкционной  прочности  и  эксплуатационной
          надежности установлено, что оптимальным сочетанием характеристик прочности и
          циклической трещиностойкости, сопротивления износу и повреждаемости обладают
          комплексно легированные стали с сочетанием твердорастворного (при повышенном
          содержании Si i Mn) и дисперсионного (после микролегирования V i N) упрочнения.
          Рекомендовано комплекснолегированная сталь с твердорастворным (~ 1% Si и ~ 1%
                                                    4
          Mn)  и  дисперсионным  ([V‧N]‧10   =  20…25%)  упрочнением  при  пониженном
          содержании  углерода  (0,52...0,53%)  для  опытно  промышленной  проверки  с  целью
          изготовления железнодорожных колес нового поколения.
               Показано, что повышение  циклической  трещиностойкости  зоны  термического
          влияния ремонтной наплавки железнодорожных колес достигается формированием
          в этой зоне смешанной структуры верхнего и нижнего бейнита (~ 66%) и мартенсита
          (~  34%)  и  выдержкой  2...3  ч,  прерывая  охлаждение  стали  при  100ºС,  т.  е.  при
          температуре между точками начала (M ) и конца (M ) мартенситного превращения.
                                                        s
                                                                        f
                 Ключевые  слова:  стали  высокопрочных  железнодорожных  колес,  дефекты
          поверхности  катания,  циклическая  трещиностойкость,  твердорастворное  и
          дисперсионное  упрочнение,  эксплуатационная  надежность,  восстановление
          поверхности катания.

                                                     ABSTRACT

               Kulyk V.V. Development of the concept for high-strength wheel steels creating. –
          Manuscript.
               Thesis for the Doctor’s degree of Engineering Sciences in the specialty 05.02.01  –
          Materials Science. – Karpenko Physico-Mechanical Institute of the National Academy of
   37   38   39   40   41   42   43